2009. За плечами половина Золотого кольца. Заехали в маленький городок Юрьев-Польский, посмотрели местный Кремль, забрались на колокольню, сходили в музей Багратиона.
— Так, теперь Георгиевский собор, — тащит меня муж.
— Ну, что я соборов не видела?
— XIII век! Тут всего 20 метров, за угол завернуть и все.
С недовольным лицом плетусь за ним.
Заворачиваем за угол, и я теряю дар речи. Такой красоты я еще не видела. Белокаменный храм, покрытый причудливой резьбой со всех сторон. Да какой резьбой: православные святые, кентавры, грифоны, человеко-львы (даже не знаю, как такие называются), птицы, лики с чертами индусов — как все это уживается вместе?
— А внутри еще есть каменный крест, — говорит муж, — жаль, что храм закрыт.
Крест. Я почему-то представляла себе просто камень в форме креста. Ну не посмотрели и не надо. Тут и так красотища…
2022. Совершенно случайно попадаем в Юрьев-Польский, идем к Георгиевскому собору. Он открыт. И внутри…да, тот самый резной крест.
Внутри меня все трепещет… Необыкновенная красота, каким-то чудом дошедшая до нас с XIII века. По преданию крест вырезал князь Святослав, повелевший построить этот храм. Возможно, «вырезал сам» это лишь pr того времени. Кто знает, чем руководствовались летописцы и насколько это соответствовало реальности.
Но крест дошел до нас. И его даже почему-то можно трогать. Я не стала.
Храм рухнул в XV веке, и его собрали, как смогли, поэтому логика изображений не везде прослеживается, а часть изображений хранится внутри храма.
Конечно, больше мы никуда не пошли: уж слишком мощное впечатление оставляет Георгиевский собор. После его красот меркнет все.
Единственное, что печалит, — это заброшенность Юрьева-Польского.
Удивительно: имея такие жемчужины, город совершенно не заботится об инфраструктуре. И это при том, что расположение неудобное, сюда нужно заезжать специально. Даже поесть тут сложно: мы обошли весь центр, и нашли только 3 палатки: в одной продавались хотдоги и гамбургеры, во второй кофе, в третьей — квас, лимонад и мохито (скажем прямо, странноватый выбор, учитывая середину октября).
Такое ощущение, что город живет где-то в прошлом веке. Обидно.
